Публикации



Технологии на марше
Андрей Григорьев, директор департамента продакт-менеджмента ГК "НАТЕКС", 2009-05


Российские производители телекоммуникационного оборудования связывают с кризисом определенные надежды. Рост курса доллара и девальвация рубля, возможно, помогут им подвинуть зарубежных вендоров во многих рыночных нишах, а заодно - вывести российскую продукцию на мировой рынок. О перспективах рынка телеком-оборудования заместитель главного редактора "Стандарта" Алексей Ефименко беседовал с директором департамента продакт-менеджмента ГК "НАТЕКС" Андреем Григорьевым.

- Кризис и девальвация рубля дают многим участникам российского рынка телекоммуникационного оборудования основания предполагать, что определенные ниши на нем могут занять отечественные производители. Так ли это, и о каких рыночных нишах может идти речь?

- Российские производители успешно, наравне с западными компаниями, могут работать, например, в нише оборудования абонентского доступа, а также могут успешно конкурировать с зарубежными вендорами на рынке технологической связи. Как известно, технологическая связь в России имеет особую специфику - нигде в мире нет таких длинных нефте- и газопроводов, линий электропередач. Соответственно, для организации связи на этих объектах нужны уникальные решения. Также российские разработчики оборудования могут конкурировать в сегменте оборудования для медных линий связи. На рынке в последнее время из-за кризиса возрождается интерес к xDSL-технологиям. Мы в этой сфере уже несколько лет успешно конкурируем с западными производителями. У российских операторов традиционно много медной инфраструктуры. Часть меди в последние годы высвободилась из-за перехода на оптику, образовались свободные емкости, а строительство новых сетей связи все-таки очень затратное мероприятие. Я думаю, интерес к медной инфраструктуре не снизится еще несколько лет.

Есть определенные ниши рынка, в которых российские производители могут занять заметную долю. Например, TDM-оборудование. Спрос на него не ослабевает, TDM-оборудование развивается, его выпускают российские предприятия - тогда как западные вендоры начали о нем забывать. К TDM проявляют большой интерес ведомственные и технологические операторы, поскольку технология обеспечивает гарантированную доставку трафика - в IP такая надежность, в принципе, достижима, но стоит это достаточно дорого.

- Какие направления бизнеса наиболее приоритетны для "НАТЕКС"?

- Основной интерес операторов связан с IP-технологией. Поэтому "НАТЕКС" будет развивать линейку IP-оборудования. За последний год мы приобрели огромный опыт в области MSAN. В 2008 году мы проделали большую работу в рамках проекта ЦНИИС по построению модели эталонной NGN-сети в интересах "Связьинвеста". В программе участвовали с нашим MSAN VoiceCom 8000 MSAN. Провели испытания с софт-свитчами таких брендов, как Cisco, Huawei, ZTE, IskraTel, Alcatel-Lucent. Приступили к линейным испытаниям - уже не в лабораториях, а на реальных сетях.

- Как изменился ваш заказчик в условиях кризиса?

- В целом структура спроса наших заказчиков на оборудование не поменялась - несмотря на кризис, задачи, стоящие перед операторами, не изменились. Может быть, операторы ожидают некоторого снижения цен на оборудование в долларовом эквиваленте, но сделать тут российские производители оборудования мало что могут. Их продукция базируется на импортной элементной базе. Однако мы оптимизируем процессы производства и разработки, пытаясь тем самым если не снижать цены, то, по крайней мере, не давать им повышаться.

Также появился интерес к более простым решениям - в условиях кризиса наши потребители пытаются решать насущные проблемы. Дополнительные возможности, которые большинство абонентов не востребуют "здесь и сейчас", их не интересуют. Люди надеются, что наступят лучшие времена, и парк оборудования можно будет спокойно подвергнуть модернизации.

- Расскажите об итогах работы "НАТЕКС" в прошлом году. Какие наиболее интересные проекты, в которых использовалось ваше оборудование, вы могли бы выделить?

- Итоги прошлого года более чем удовлетворительные. Они превысили те прогнозы, которые мы давали в начале 2008 года. В прошлом году мы выполнили несколько важных проектов по построению и модернизации технологических линий связи. Если считать в километрах, то мы подвергли реконструкции несколько тысяч километров таких сетей. Мы, в частности, внедрили технологию radio megatrans - подвижную радиосвязь для обслуживающих и ремонтных бригад на трубопроводах. Также мы реализовали несколько важных проектов на базе радиорелейного оборудования.

Среди наиболее важных достижений хочу отметить успешное завершение проекта "Образование", в рамках которого доступ в Интернет получили более 50 тыс. российских школ. С нашей точки зрения как поставщика оборудования это был очень привлекательный проект. Под эту программу мы разработали специальное оборудование, в частности - специальный модем для школ, специализированные мультиплексоры. Участвуя в проекте "Образование", мы увеличили производство модемов в восемь раз - для нас это стало неоценимым технологическим и административным опытом. Так что мы получили выгоду, не только продав оборудование.

По нашему мнению, национальные проекты являются импульсом роста не только для разработчиков оборудования, но и для производственников, логистов, для внутренней организации компаний.

- Назовите, пожалуйста, какие-либо другие госпрограммы, в которых планирует участвовать "НАТЕКС"?

- Много нашего оборудования используется при информатизации органов власти. Нас интересуют программы, связанные с автоматизацией регулирования дорожного движения, медициной, логистикой, проекты ФГУП "Почта России". Я думаю, когда несколько улучшится финансовая ситуация в стране, продолжится проект по цифровизации сельских сетей связи. И мы уверены, результаты проекта "Образование" станут базисом для всех остальных госпрограмм. В населенных пунктах уже построены современные линии связи, там есть операторская инфраструктура: 43 тыс. сельских школ, подключенных к Интернету, - это 43 тыс. населенных пунктов, обеспеченных современной связью.

В небольших городах и селах школа, почта, администрация, как правило, находятся рядом. И, следовательно, ничто не мешает, продлив от школы линию на несколько сотен метров, обеспечить связью государственные и муниципальные структуры.

За 2007-2008 годы мы провели большую работу по адаптации нашего оборудования для проекта цифровизации сельских сетей связи. Одновременно не прекращали работу по повышению качества продукции и услуг. Все наше производство и сервисные центры сертифицированы по стандарту ISO9001. И наша работа была высоко оценена Министерством информационных технологий и связи РФ. НТЦ "НАТЕКС" получил премию в области качества как победитель конкурса качества в номинации "Производители оборудования связи".

- Какие задачи вы ставите перед собой в этом году?

- К началу 2008 года у "НАТЕКС" было шесть региональных центров поддержки, расположенных в столицах федеральных округов: "НАТЕКС Северо-Запад", "НАТЕКС-Дон", "НАТЕКС-Волга", "НАТЕКС-Урал", "НАТЕКС-Сибирь" и "НАТЕКС-Дальний Восток". В 2008 году "НАТЕКС" открыл представительство на Украине - "НАТЕКС-Украина". Открылась компания "НАТЕКС-Интегра", задача которой - осуществлять поставки непрофильного для "НАТЕКС" оборудования через интернет-магазин, а также работать как системный интегратор. На 2009 год основными нашими задачами являются: сохранение позиций на рынке телекоммуникаций России, стран СНГ и дальнего зарубежья, развитие продуктовой линейки, поддержка наиболее современных технологий, обеспечение наивысшего уровня качества оборудования. И мы надеемся, все это позволит нам оставаться привлекательными для потребителей телекоммуникационного оборудования, несмотря ни на какие катаклизмы.

- Намерен ли "НАТЕКС" диверсифицировать бизнес - расширять географию присутствия, наращивать ассортимент продукции?

- Знаете, будем делать и то, и другое. Во-первых, мы будем укреплять позиции "НАТЕКС" в регионах. На сегодняшний день в каждом регионе России уже присутствует дилер или дистрибьютор "НАТЕКС". Во-вторых, будет расширение присутствия "НАТЕКС" на рынке телекоммуникаций стран СНГ. Мы уже довольно неплохо работаем в Белоруссии, на Украине, в Казахстане - но оставляет желать лучшего присутствие в других странах бывшего СССР, и там мы осваиваем рынок. Например, довольно перспективен рынок Прибалтики. Есть проекты и в более дальнем зарубежье - в Швейцарии, в Германии, во Франции. В Швейцарии во время чемпионата мира по футболу, кстати, неплохо поработали наши модемы семейства FlexDSL.

В сфере наших интересов не только Европа, но и Куба, другие страны Латинской Америки, Ближний Восток.

Что касается диверсификации продуктовых линеек, то для нас, как я уже говорил, приоритетно развитие направления IP. Мы развиваем направление промышленных телекоммуникационных решений, специализированных решений для силовых структур и, естественно, сервис и построение сетей связи "под ключ".

АЛЕКСЕЙ ЕФИМЕНКО, СТАНДАРТ

Интервью COMNEWS, май 2009 г.